16.1 C
Бишкек
Вторник - 19 марта,2024
Specreportage.kg
Образование Религия

Уроки веры в школах могут обернуться радикализацией молодежи?

Ведь контролировать все учебные учреждения ДУМК точно не сможет

Недавно на встрече с избирателями в Джалал-Абаде кандидат в президенты КР Садыр Жапаров заявил, что в школах нужно ввести урок по «ыйману» (вере).

«Так мы на корню избавимся от проблем сегодняшнего дня. Вы сами видите, как сегодня люди ушли в разные направления: Хизбут-Тахрир, баптизм, буддизм и другие течения. Окончивших 11 класс детей легко вербуют в Сирию из-за недостатка религиозных знаний», — заявил избирателям Жапаров.

Многоконфессиональный Кыргызстан

Надо отметить, что подобное заявление вызвало жаркие споры в обществе. И это понятно.

В Кыргызстане на сегодняшний день проживает порядка 80 национальностей, которые проповедуют свою веру. Официально в республике зарегистрировано 30 различных религиозных объединений и организаций. Основными являются ислам, христианство и буддизм. Поэтому, при возникновении в школах уроках веры, могут возникнуть трудности.

Более того, в стране, по заявлениям Госкомрелигии, слишком мало по-настоящему профессиональных теологов. Значит, однозначно встанет вопрос относительно количества и качества педагогов.

Радикальная стезя

Еще один важный нюанс. Если в столице и ее пригородах контролировать проповеди педагогов в школах ДУМК еще сможет, то в регионах обучать вере могут прийти представители радикальных течений. Много вопросов и по тому, что в отличие от стран Центральной Азии и стран-членов ОДКБ в КР не запрещены определенные движения. Если такие люди начнут обучать детей, не выльется ли это в еще большую радикализацию общества и молодежи?

Течения и толкования

Важно и другое. В исламе существуют различные джамааты. Все они подчиняются Духовному управлению мусульман Кыргызстана (ДУМК). Но с 2003-го по 2018 годы выявлено около 20 различных террористических и экстремистских организаций, деятельность которых была запрещена судами различных инстанций.

Надо признать, что самая главная причина распространения радикализма – низкий уровень не только религиозного, но и светского образования среди граждан.

К тому же, если в исламе существует разные джамааты, то какие именно будут допустимы в средних образовательных учреждениях?

Не понятно, как будут вестись эти уроки в целом. Это будет подобие вузовского религиоведения или акцент будет делаться именно на одной основной вере в ущерб другим?

Религиозная перезагрузка

По словам экспертов, в Кыргызстане в настоящее время даже сама система религиозного образования нуждается в «перезагрузке», и это дело еще не дошло до школьного образования.

— В 2018 году представители Государственной комиссии по делам религий открыто признавались, что около 70-80 процентов медресе в Кыргызстане работают незаконно, и неизвестно, что там преподают девушкам и парням. Сфера религиозного образования нуждается в реформировании, причем давно,- отметил в интервью «Регион.kg» эксперт-политолог Нурлан Алиев. — Внедрять при нынешнем положении дел такие уроки в школе не только неразумно, но и опасно. В стране очень много «спящих ячеек». Если их представители изредка «протекают» в качестве имамов в мечети в регионах, то что будет, если они попадут в школы.

Он напомнил, что в Конституции КР прописано понятие «светскости», а значит, следует придерживаться этой нормы в полной мере.

— Как эксперт могу добавить, что в последнее время радикализация страны идёт настолько стремительно, что контролировать ее становится все трудней. А школьные уроки веры и вовсе могут при неумелом внедрении вернуть страну через 10-15 лет в средневековье, — подчеркнул Алиев.

Примечательно, что другой эксперт, работавший в Госкомрелигии – Канатбек Мурзахалилов, ранее заявлял журналистам, что в Казахстане еще в 2004 году во всех общеобразовательных школах был внедрен предмет «Основы религии». У нас же это тоже делали в пилотном варианте. Мы отстали, в этом вопросе необходимо ускоряться.

— Необходимо, чтобы не делался упор на какую-то одну религию, потому что тогда мы, получается, отвергаем принципы демократии. В обществе сейчас спорят о том, кто преподает детям данный предмет, достаточный ли у них уровень, хватает ли учебных пособий. Это спорный вопрос даже в среде учеников, экспертов и работников образования. Возможно, стоит переобучить тех же преподавателей общественных дисциплин или же повышать квалификацию теологов, религиозных деятелей, — отмечал эксперт.

Если данная идея на стадии заявлений вызвала в обществе и среди экспертов негодование, то можно представить, какими последствиями она может обернуться, если уроки веры действительно начнут внедрять в учебных заведениях пусть и в пилотном формате.

http://asiais.ru/

Похожие новости