16.1 C
Бишкек
Среда - 24 апреля,2024
Specreportage.kg
За рубежом Мировые новости Политика

Размораживать афганские счета нужно постепенно: эксперты о заседании ШОС

Насколько вероятно создание хаба гуманитарной помощи Афганистану в Алматы и повлечет ли разморозка афганских счетов угрозы со стороны «Талибана»* — в материале Sputnik.

Юбилейный саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) планировался как подведение итогов совместной деятельности Индии, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Пакистана, России, Таджикистана и Узбекистана за прошедшие 20 лет. Однако смена власти в Афганистане внесла коррективы в мероприятие — в основном участники обсуждали возможные террористические угрозы и варианты их предотвращения.

Удастся ли странам ШОС избежать нового потока афганских беженцев, если Всемирный банк разморозит зарубежные счета Афганистана? Как вступление Ирана в организацию поможет Таджикистану и Узбекистану укрепить свои границы? Имеет ли смысл создавать хаб гуманитарной помощи Афганистану в Казахстане? На эти вопросы отвечают политологи в обзоре агентства Sputnik.

О какой инфраструктуре говорил Токаев

С идеей открыть гуманитарный хаб ШОС для доставки международной помощи Афганистану в Алматы выступил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

«Мы готовы оказывать посильную помощь для решения актуальных гуманитарных и экономических проблем, с которыми столкнулся Афганистан», — заявил Токаев, отметив, что в Казахстане для подобной работы уже есть вся необходимая инфраструктура.

В данном случае речь идет о том, что многие международные организации предпочитают открывать свои региональные центральноазиатские представительства в Казахстане, причем именно в Алматы, считает политолог и руководитель общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев.

«Как пример можно привести Кластерное бюро ЮНЕСКО по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану. Оно находится в Алматы. Или Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев по Центральной Азии — оно тоже работает в Алматы. В Алматы ООН эвакуировала миссию по содействию Афганистану в прошлом месяце», — сказал эксперт.

Иностранцы считают Алматы самым мультикультурным городом Казахстана и региона в целом, уточняет Полетаев. Еще одним достоинством южной столицы республики является то, что во все главные города Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана из нее можно долететь за 1,5-2 часа.

«Оптимальное время, которое можно потратить, чтобы доставить груз с гуманитарной помощью», — объясняет эксперт.

Организация хаба могла бы быть оправдана с экономической точки зрения, говорит политолог, доцент кафедры мировых политических процессов МГИМО Юлия Никитина.

«Безусловно, страны ШОС могут отправлять гуманитарную помощь и в одиночку, но централизованный подход сократил бы издержки. Также единый пункт переброски грузов уменьшил бы риски дублирования усилий разных стран», — заявила она.

Деньги не означают доверие

Обсуждали на саммите ШОС и предложение президента Узбекистана Шавката Мирзиёева разморозить афганские активы в зарубежных банках, заблокированные после смены власти в Афганистане.

Как подчеркнул Мирзиёев, отсутствие денег может подтолкнуть Кабул к продаже наркотиков и оружия, оставленного США на территории страны. Точку зрения главы Узбекистана поддержал и российский лидер Владимир Путин.

«Имеет смысл провести работу с США, с западными странами о поэтапной разморозке резервов Афганистана и восстановлении программ по линии Всемирного банка и Международного валютного фонда», — заявил он в ходе саммита.

Тем не менее разморозка счетов вряд ли произойдет быстро, считает кандидат политических наук, генеральный директор исследовательской ассоциации CENTERO Максим Вилисов.

«Это остро политический вопрос. Предполагается, что размороженными активами будет пользоваться власть, сформированная талибами. Однако «Талибан» запрещен как террористическая организация. Получается, разблокировка счетов — это шаг к легитимации правящего режима в Афганистане. Но при этом никто не может гарантировать, что эти ресурсы не будут использовать для атак на другие страны», — отметил эксперт.

Важно обратить внимание на формулировку российского президента — он говорит о поэтапном открытии доступа к деньгам, уточняет Юлия Никитина.

«Все идет по принципу «шаг вперед — шаг назад». Узбекистан и Россия предлагают не снять все ограничения разом, а, например, открыть один счет и наблюдать, что будет происходить дальше», — сказала она.

Чем поможет Иран?

Тем временем президент Таджикистана Эмомали Рахмон и глава Кыргызстана Садыр Жапаров призывают государства — члены ШОС создать вокруг Афганистана «пояс безопасности». Укреплению границ стран ближнего зарубежья может поспособствовать вступление Ирана в ШОС (процедура вступления государства была начата на саммите 17 сентября), считает политолог, востоковед Карине Геворгян.

«Иран занимает четвертое место в мире по развитию нанотехнологий. Кроме этого, на протяжении 25 лет он постоянно укрепляет свои границы для предотвращения проникновения террористов (в 2015 году МВД Ирана сообщило, что в стране построили 721 пограничный пункт на всем протяжении сухопутных границ Ирана. — Ред.). Поэтому Иран как минимум сможет оказать консультативную помощь Таджикистану в вопросах безопасности», — подчеркнула Геворгян.

В случае с Таджикистаном сложно стандартным образом защищать границы от наплыва беженцев, среди которых могут оказаться радикалы, подчеркивает Геворгян.

«Строить стену — этого не сделаешь за один день. А беженцы уже проникли и проникают в страну, к тому же для возведения стены нужны средства», — сказала эксперт.

Но главное — у Таджикистана сложный ландшафт, граница с Афганистаном — это в основном горы. Поэтому Душанбе нужно продумать формат, в котором получится взять все участки границы под контроль, заключила она.

*Террористическая организация, запрещенная в Кыргызстане, России и ряде других стран

Похожие новости