7.1 C
Бишкек
Четверг - 28 марта,2024
Specreportage.kg
В Кыргызстане Политика

Подкуп избирателя – одна из основных проблем парламентских выборов Кыргызстана

После конституционной реформы 2010 года, голос избирателя имеет свой вес и значение на выборах любого уровня. 

После смены власти в апреле 2010 года пришедшие ей на смену политики обещали выстроить в Кыргызстане институт честных и прозрачных выборов. Комментаторы отмечают, что за прошедшие 10 лет власти действительно проделали серьезную работу в этом направлении, и итоги голосов на выборах в общей массе является волеизъявлением самих граждан.

В частностях, однако, существует ряд проблем, которые наглядно демонстрируют несовершенства в избирательном процессе. Одно из них – хорошо отработанная и работающая схема подкупа голоса избирателя.

4 октября 2020 года в Кыргызстане состоятся парламентские выборы. Всего в нем принимают участие 16 партий. На сегодня активно проходит агитационная кампания, в ходе которой правоохранительными органами и гражданами сообщаются о тех или иных нарушениях закона.

По данным Генеральной прокуратуры на 23 сентября, возбуждено 40 уголовных дел по статье «Подкуп голосов избирателей». Всего было возбуждено 82 уголовных дела и зарегистрировано 46 проступков.  

Мониторинг публикаций показал, что в большинстве случаев указывается о нарушениях в виде фальсификации документов, связанных с избирательным процессом; злоупотребления административным ресурсом; подкупа избирателей и получения избирателем денежных средств.

К примеру, после выпуска видеосюжета Радио «Азаттык» о фактах подкупа голосов, Генпрокуратура изучила опубликованные материалы. По одному из них, где мужчина на «бирже труда» на окраине Бишкека предлагал вознаграждение от одной до трех тысяч сомов (12,5 – 37,5 долларов США) за голос в Чуйской области, было возбуждено уголовное дело.

Другое уголовное дело было возбуждено в городе Кара-Балте. Надзорным органом установлено, что в социальной сети Facebook опубликована информация о том, что на территории школы представители партии «Кыргызстан» предлагали избирателям по 2 тысячи сомов (25 долларов).

Согласно Уголовному кодексу КР, за подкуп голосов избирателей предусмотрен штраф от 180 до 220 тыс. сомов для обычных граждан, а для кандидата в депутаты и их близких – от 220 до 260 тыс. сомов, либо лишением свободы до двух лет шести месяцев. В случаях массового подкупа голосов предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 2,5 лет

Кайрат Осмоналиев. Фото: vb.kg

Член ЦИК КР Кайрат Осмоналиев поясняет, что правоохранительные органы не должны ждать заявлений от граждан, чтобы отреагировать на факты нарушения избирательного процесса; достаточно публичного обнародования этих случаев в СМИ и интернет-пространстве.

«Для таких массовых масштабов (масштабность выборов. – Прим. ред.), статистка зарегистрированных в ЕРПП (Единый реестр преступлений и проступков КР. – Прим.  ред.), скромная. Порядка 30 фактов. Хотя на самом деле работать по подкупу голосов не так сложно. Но у нас страна непуганых агитаторов. Они особо не прячутся, когда раздают деньги», – рассказывает Осмоналиев в беседе с CABAR.asia.

Осмоналиев отметил, что сейчас самым актуальным является проблема с так называемой формой №2 – когда избирателю дают 1 тыс. сомов, чтобы он по форме №2 зарегистрировался в нужном участке, а после выборов передают вторую часть денег.

В случае подтверждения факта массового подкупа голосов Центральная избирательная комиссия может снять с избирательной гонки партию или конкретного кандидата, либо же признать недействительными результаты голосования на определенном участке.

Не продавай свой голос – не продавай свое будущее

По сравнению с предыдущими выборами, на этот раз усилилась кампания против продажи своего голоса – начиная от президента страны, гражданских активистов, звездами шоу-бизнеса и заканчивая акциями в социальных сетях, все призывают граждан к сознательности и противодействию подкупа голосов.

«Из-за того, что люди продают голоса и закрывают глаза на воров и коррупционеров, больше 35% населения у нас живут за чертой крайней бедности. Масштабы этого бедствия я увидел во время ЧП. Мы объезжали тысячи домов по стране», – написал на Facebook известный в стране активист Урмат Насыкулов.

Огромный плакат с надписью «Не продавай свой голос» неизвестные повесили на мосту на одной из главных улиц Бишкека. Однако, в скором времени он был снят.  

Проблему подкупа голосов, как одну из главных тем на этих выборах, обсуждают на разных площадках.

Эмил Жороев. Courtesy photo

По мнению политолога Эмиля Жороева, все эти акции и кампании против продажи голоса избирателями так или иначе оказывает воздействие на население.  

«Я думаю, что лучше пусть такие [попытки] будут, нежели молчать. Даже президент коснулся этой темы, сказав, что такие действия, как подкуп и сбор данных, в конечном счете, не могут влиять на выбор избирателей», – сказал он в беседе с CABAR.asia.

Что хочет избиратель в обмен на свой голос 

В некоторых районах люди селами или улицами договариваются проголосовать за определенную партию взамен на починку дороги, проведение воды, электричества или строительство детской площадки.

Однако самым действенным и часто практикуемым методом является раздача денежных средств. На этих выборах стоимость голоса колеблется от одного до пяти тысяч сомов (12,5 – 62,5 долларов США).

Агитатор одной из партий сетует, некоторые избиратели сразу интересуются денежным вознаграждением.

«Стучишься в двери и говоришь, что хочешь рассказать о партии, ее программе, предлагаешь газету, а житель спрашивает, сколько заплатит политобъединение за его голос», – говорит агитатор. Она добавила, что некоторые люди сразу ставят в известность, что пообещали отдать свой голос другой партии в обмен на обещание ремонта улицы.

«Я удивилась, что в одной улице, где есть больше 25 домов, только три жильца сказали, что не будут продавать свое будущее за 1 тысячу сомов, взяли газету, сказали, что изучат программу и примут решение, за кого будут голосовать», – добавила она.

В селах одним из видов подкупа голосов является организация жертвоприношения, раздача мяса и продуктовых пакетов. Такие методы, правда, также сопровождаются денежным вознаграждением.

Деньги решают все?

Политолог Эмил Жороев считает, что на подкуп голосов избирателей партии тратят не меньше денег, чем на всю агитационную кампанию.

«Я не могу сказать точно сколько, у каждой партии кошельки формируются по-разному. Система сбора и раздачи денег является децентрализованной, поэтому тяжело отследить», – сказал он.

Айболот Айдосов. Courtesy photo

По мнению другого политолога Айболота Айдосова, на этих выборах партии сделали акцент на подкупе голосов, нежели на рекламе в медиа, и пандемия Covid-19 внесла свои коррективы и повлияла на бюджет партий.

«На этих выборах рекламы в медиа на 30-40 процентов меньше, чем было в 2015 году. В начале агитационного периода у партий не было заготовлено даже раздаточного материала, но после политики поняли, что это необходимо», – сказал он.

Айдосов отмечает, что несмотря на всю критику, подкуп сегодня является наиболее гарантированным методом получения голосов.  

Без подкупа попасть можно, но сложно

Политологи считают, что в Жогорку Кенеш можно попасть, не подкупая голоса избирателей, однако рассчитывать на первые места в списке не стоит.

Эмил Жороев считает, что в действующем выборном процессе есть партии, которые не имеют денег, но у них есть шансы пройти в парламент.

Айболот Айдосов также полагает, что шансы пройти в парламент у безденежных партий есть.

«Как следствие пандемии коронавируса и то, что государство не справилось с ситуацией, породило появление новых партий. В Кыргызстане произошла трансформация сознания у людей, несмотря на низкое образование и бессознательность. Есть обратный процесс, когда люди хотят реальных изменений», – считает он. 

Политолог Шерадил Бактыгулов добавляет, что без подкупа голосов в парламент могут пройти партии, в рядах которых есть харизматичные личности.

Компенсация из госбюджета  

Парламент в Кыргызстане имеет широкие полномочия: он рассматривает и утверждает государственный бюджет, назначает глав исполнительных органов и контролирует их деятельность, вносит изменения и разрабатывает законодательство и контролирует его исполнение.

По мнению экспертов, все эти функции являются потенциальным источником для монетизации.

«Большая борьба идет за финансовые, фискальные и правоохранительные ведомства. Естественно, это создает определенные коррупционные риски. Потому что здесь чиновник полностью зависит от депутата», – отмечает политолог Айболот Айдосов.

Вкладывать в избирательную систему большие деньги, покупать голоса и потом «отбить» все обратно в Кыргызстане начали еще со времен первого президента Аскара Акаева.

По мнению Шерадила Бактыгулова, во времена Акаева использовался большой административный ресурс и фальсификация итогов голосования на выборах. Оппоненты власти в те времена и начали использовать систему подкупа голосов. 

Эксперты отмечают, что универсального и быстрого способа решения этой проблемы не существует. Оно зависит от активности самой общественности, сознательности граждан и прозрачной, беспристрастной работы госорганов, которые должны противодействовать этой порочной практике.

stanradar.com

Похожие новости