13.1 C
Бишкек
Четверг - 25 апреля,2024
Specreportage.kg
Аналитика Общество Политика Экономика

Кыргызстан сумел адаптироваться к жизни в пандемию

Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, стремясь оживить экономику, Кыргызстан продолжает снимать карантинные ограничения. Строгим остается лишь масочный режим, который, правда, соблюдают далеко не все. По мнению экспертов, снятие ограничения выглядит логичным, т. к. у больниц остается резерв коек, а экономику из кризиса нужно вытаскивать.

26 ноября вице-премьер-министр Эльвира Сурабалдиева заявила о снятии очередных ограничений. Теперь вновь разрешается:

  • проведение культурных, спортивных, научных, семейных и памятных мероприятий;
  • работа развлекательных и увеселительных заведений;
  • работа игровых зон и площадок в торговых центрах;
  • работа кинотеатров;
  • работа точек общепита с более 50 посадочных мест;
  • работа интернет-клубов.

Их деятельность разрешается не в прежнем режиме, а с определенными условиями, такими как использование масок посетителями, соблюдение социальной дистанции и др. Эти меры безусловно простимулируют сектор услуг, в котором трудятся сотни тысяч человек. Кинотеатры и вовсе откроют свои двери впервые с марта. Запреты на проведение массовых мероприятий раньше не всегда соблюдались и во время рейдов нарушителей штрафовали.

Сейчас в стране формально сохраняется строгий масочный режим. Всюду, от входа в общественный транспорт до дверей магазина или государственного учреждения, висят грозные таблички: «Без маски вход воспрещен!» Однако на практике такой запрет соблюдают мало, в основном в крупных торговых центрах или больницах. На входе всем посетителям также опрыскивают руки антисептиком. Иногда, попав внутрь, люди просто снимают маски, тем более что и сотрудники учреждений часто сами не носят маски и не соблюдают социальную дистанцию.

Пик пандемии в Кыргызстане пришелся на июнь-июль, когда в больницах не хватало мест настолько, что больные иногда умирали прямо на пороге, а в аптеках возник острый дефицит лекарств. Сейчас, согласно официальным данным, в больницах страны на лечении находится 3 тысячи коронавирусных пациентов. Из них 785 человек в тяжелом состоянии, еще 115 – в крайне тяжелом. На дому лечатся 3832 человека. Число заболевших/выздоровевших пока позволяет держать ситуацию под контролем. Тем не менее настал сезон ОРВИ с повышенным риском заражения инфекцией, в том числе коронавирусной.

Провели работу над ошибками

В интервью «Ритму Евразии» эксперт по доказательной медицине Бермет Барыктабасова рассказала об эпидемиологической ситуации в Кыргызстане.

– Как сейчас обстоит дело с COVID-19? Ситуация лучше по сравнению с той, что была летом?

– Сейчас ситуация пока несомненно лучше, чем была летом, если сравнивать показатели смертности. В июле умирали десятки человек за сутки. Сейчас по 4-5 человек, т. е. разница в несколько раз меньше. Количество заражённых будет увеличиваться, потому что и сезон ОРВИ накладывается, и тестирование стали больше проводить. Поэтому нужно ориентироваться не на количество выявленных заражённых, а на долю тяжелых реанимационных пациентов и летальных исходов. Также необходимо учитывать количество свободных реанимационных коек: если в реанимации не остается свободных мест, т. е. не остается доступа к неотложной реанимационной помощи, тогда считается, что ситуация напряженная.

Сейчас идет сезон ОРВИ, наступили морозы, это самые критические месяцы – ноябрь, декабрь, январь. Мы вошли в этот сезонный подъем ОРВИ, гриппа, и сейчас наслаивается коронавирусная инфекция.

– Почему в России за последние два месяца произошел взрывной рост заболеваний ковидом, а в Кыргызстане нет?

– Ситуация в России как раз доходит до такой стадии распространения вируса, как у нас это было в июле. Просто регионы Российской Федерации до этого пика не доходили, можно сказать, до августа у россиян было относительно спокойно, а осенью пошел активный подъем. Российские эпидемиологи как раз считают, что это та волна, которую они ожидали летом.

Кыргызстан уже летом пережил пик эпидемической вспышки. Ранней весной был период, когда у нас объявили жесткий карантин и режим ЧП. Тогда не было смертности и заболеваемости, и близко схожей с эпидемией. Настоящая вспышка была в Кыргызстане летом, в Россию же она пришла позже, в сентябре-октябре и сейчас уже достигла пиковых, небывалых ранее значений. Так непредсказуемо ведет себя новая уханьская коронавирусная инфекция в разных географических зонах.

– По вашему мнению, кыргызстанские власти достаточно делают для стабилизации ситуации?

– На самом деле неизвестно доподлинно, что делают власти. Часть информации от нас скрыта и не поддается аналитике, достаточно ли делается или нет, невозможно оценить. Потому что на самом деле, по оценкам экспертов, смертность занижается и полностью не учитывается, особенно в регионах. Официальную статистику, вероятно, надо умножить минимум на 5-6 раз.

Такие ориентировочные данные можно получить, сравнивая реальные сообщения о случаях смерти с официальной статистикой по ковиду, сравнивая ещё и с общей смертностью, которую показывают ЗАГС, Нацкомстат, с показателями прошлых лет и т. д. К ним стекаются цифры, которые невозможно быстро и сильно изменить, они не поддаются такому влиянию властей и политики.

Поэтому достаточно ли делают власти для снижения бремени ковида, вопрос сложный. В любом случае, естественно, мы все должны думать о допущенных ошибках, чтобы они не повторились. Была большая чехарда и с противоэпидемическими мерами, медикаментами, обследованиями и лечебными назначениями, никто не знал, что это за вирус, как он себя поведет, почему умирают люди. На сегодня в мире уже достаточно данных о том, что лежит в основе этой болезни и как ее купировать. Сейчас медики более вооружены знаниями. Еще 6-10 месяцев назад это была такая непонятная картина о поведении вируса, двигались наощупь. Мы рады, что хотя бы в лечении не сделаны грубые ошибки, разработчики быстро сориентировались, три-четыре версии руководства и протоколов адекватные, отражают правильную практику.

На самом деле, у властей нужно спросить, не «достаточно ли они сделали», а не слишком ли много было проведено ненужных мероприятий, на которые потрачены ресурсы здравоохранения, врачей, деньги, время? Тут надо в обе стороны смотреть, чтобы лишнего не натворили и то, что нужно, делали.

Приспособились к ограничениям

Советник министра экономики Нургуль Акимова сообщила «Ритму Евразии», что правительство постепенно снимает ограничительные меры.

– В основном на ограничения жаловались работники сферы услуг – общепит, кинотеатры. В этих секторах работает много людей, поэтому их остановка, закрытие ведет к потере множества рабочих мест. Возобновление их рабочей деятельности означает для экономики прежде всего повышение занятости среди населения, нежели прибыль и воспроизводство.

– Министерство экономики пытается снять оставшиеся карантинные ограничения или нынешнее положение его устраивает?

– Минэкономики уже отменило постановление, которое вводило ряд серьезных ограничений. Но требуется ещё согласие правительства, на это нужно время.

Помимо этого, в министерстве идет работа в целях поддержки многих предприятий, пострадавших от кризиса. Сегодня, например, мы обсуждали проблемы при производстве сахара, цены на этот продукт и т. д. Работа как таковая идет, просто это не всегда понятно для обычного гражданина.

– Если ситуация с коронавирусом резко ухудшится и введут новый локдаун, как было весной, экономика выдержит?

– По моему личному мнению, сама эпидемиологическая ситуация уже научила людей приспосабливаться к такой кризисной ситуации. В этом контексте, если кто-то болеет, то он самоизолируется, из-за этого не нужно закрывать всю компанию. При массовом заболевании это, прежде всего, повлияет на спрос на рынке, у людей, соответственно, доходов не будет, а в бюджет станет поступать меньше налогов.

Понятно, что от второй волны мы ничего хорошего не ждем. Однако опыт, полученный при жизни во время карантинной изоляции, нас всех чему-то научил, помог адаптироваться. Надеемся, что второй волны не будет, а если будет, то пройдем ее с наименьшими потерями.

http://asiais.ru/

Похожие новости