10.1 C
Бишкек
Суббота - 20 апреля,2024
Specreportage.kg
За рубежом Мировые новости Общество Политика Экономика

Как подорожание бензина в России скажется на других странах ЕАЭС — мнения

Никита Чикунов

17 марта Счетная палата (СП) России опубликовала годовой отчет, в котором говорится о рисках повторения кризиса 2018-го на топливном рынке. В документе подчеркивается, что на фоне роста мировых цен на топливо могут значительно подорожать бензин и солярка на АЗС — как следствие, вырастет социальная напряженность в стране.

По данным Росстата, за минувшую неделю (с 8 по 14 марта) средние цены на бензин в РФ выросли на 10 копеек и составили 47,19 рубля за литр. Бензин Аи-92 подорожал на 13 копеек (44,51 рубля), Аи-95 — на девять (48,12). При этом рост цен зафиксирован в 60 регионах.

Быстрый рост стоимости топлива в России из-за повышения мировых цен на нефть наблюдался весной 2018 года (Аи-92 подорожал на 9 процентов, Аи-95 — на 8,5). Тогда правительству пришлось экстренно вмешаться в ситуацию.

Было решено снизить акцизы на бензин, дизельное топливо и моторные масла вместо их запланированного повышения. В ответ нефтяные компании пообещали увеличить поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. Помимо этого, правительство получило возможность вводить заградительную пошлину на нефтепродукты в случае необходимости. В результате розничные цены замерли и затем начали снижаться.

Повторение такого сценария в России, о возможности чего сегодня предупреждает СП, создает риски для остальных стран Евразийского экономического союза, отмечают опрошенные Sputnik экономисты. Особенно это касается государств, не перерабатывающих нефть самостоятельно и зависящих от российских поставок.

Беларусь в стороне

В марте стоимость бензина в Беларуси менялась каждую неделю, подрастая на одну копейку. По состоянию на 19 марта литр Аи-92 в среднем стоит 1,78 белорусских рубля (50,52 российских), Аи-95 — 1,88 белорусских рубля (53,35 российских).

Еженедельное повышение стоимости топлива для конечных потребителей, пускай и незначительное, связано с двумя факторами, говорит эксперт Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин. Первый — это общемировое повышение цен на нефть, второй — увеличение издержек при переработке топлива.

По словам специалиста, страны ЕАЭС, перерабатывающие нефть на собственных НПЗ, зависят от мировой стоимости этого сырья. По данной причине Беларусь находится в той же динамике, что и Россия.

«Говорить о какой-то прямой зависимости цен на топливо в Беларуси от его стоимости в России я бы не стал. Мы полностью обеспечиваем себя моторным топливом и не импортируем его из России. Мы закупаем сырую нефть, перерабатываем ее и полностью покрываем потребности внутреннего рынка. Никакого влияния на наш рынок топливный кризис в России, если он произойдет, не окажет», — заверил Авдонин.

С другой стороны, если правительство РФ решит ввести заградительную пошлину для стабилизации ситуации на внутреннем рынке, Минск может столкнуться с определенными проблемами, добавил ведущий эксперт российского Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

«Сейчас бензин в республике вырабатывается на двух заводах. Это рентабельно, поскольку нефть из России идет в Беларусь со скидкой, ведь российские компании не платят экспортную пошлину. Самая большая интрига в том, введет ли Москва в условиях кризиса ограничения на экспортные операции и в каких объемах. Если да, топливо для белорусских потребителей подорожает», — подчеркнул он.

Казахстан опасается дефицита

Стоимость топлива в Казахстане традиционно ниже, чем в России. К началу марта бензин Аи-92 стоил в среднем 157 тенге (27,65 рубля), Аи-95 — 164 тенге (28,88 рубля).

Существенная разница в ценах на российском и казахстанском рынках приводит к тому, что многие автомобилисты из приграничных регионов РФ предпочитают заправляться в РК, а некоторые и вовсе покупают бензин для последующей перепродажи по российским ценам.

В условиях топливного кризиса в России «серый» экспорт дешевого казахстанского бензина примет угрожающие масштабы и приведет к серьезному дефициту топлива внутри страны, прогнозирует казахстанский эксперт по нефтегазовому рынку Ерлан Жаукин.

«У нас уже наблюдается переток дешевого бензина в Россию. На заправках в Актюбинской области регистрировали случаи, когда на колонку заезжает дизельная фура и заливает в свои баки от двух до четырех тысяч литров бензина. За последние месяцы также фиксируем несвойственные объемы потребления топлива в Западно-Казахстанской, Актюбинской и Костанайской областях. Признаки возникновения дефицита топлива постепенно проявляются», — сказал собеседник агентства.

Он добавил, что в 2018 году на фоне топливного кризиса в России правительство РК ограничило вывоз бензина. Не исключено, что такие меры могут быть приняты снова.

Чтобы не остаться без топлива, Казахстан будет вынужден поднимать цены до уровня российских, заявил экономист Сергей Смирнов. Он напомнил, что летом 2018-го власти республики подняли акцизы на дизельное топливо в 17 раз.

«Наши цены на топливо традиционно следуют за российскими: в России они растут — и у нас тоже, чтобы уменьшить переток. В прошлом году стоимость литра Аи-92 составляла примерно 150 тенге, буквально недавно цена поднялась до 152, а сейчас — уже 157 тенге. Повышение цен в Казахстане вслед за российскими — это не один из возможных сценариев развития событий, это неизбежная реальность», — заключил он.

Кыргызстан в наибольшей опасности?

Резкий рост цен на российских АЗС угрожает Кыргызстану намного больше, чем соседнему Казахстану. После того как в начале 2021 года РК в одностороннем порядке прекратила экспорт нефтепродуктов в КР для наращивания объемов топлива на внутреннем рынке, Россия оказалась единственным поставщиком автомобильного бензина в республику.

По данным Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана, рост спроса на нефтепродукты в РФ перед началом полевых работ привел к повышению оптово-отпускных цен на российских нефтеперерабатывающих заводах на 67 процентов. В результате средняя стоимость Аи-92 в Бишкеке в марте выросла до 45,2 сома за литр (39,37 рубля), Аи-95 — до 46,5 сома (40,5 рубля). С января цены на горюче-смазочные материалы повысились на 14-16 процентов.

При этом производством нефтепродуктов, согласно данным Национального статистического комитета, в Кыргызстане занимаются девять НПЗ. Однако сейчас эти заводы не могут обеспечить внутренние потребности страны в топливе, объяснил исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Канат Эшатов.

«Общая производственная мощность заводов составляет два миллиона тонн в год. Они могли бы полностью покрыть внутренний спрос (в 2018 году потребление нефтепродуктов составило 1,7 миллиона тонн. — Ред.). Но сейчас заводы простаивают, они не готовы работать. Одна из причин — слишком дорогое сырье. К тому же наши НПЗ выпускают топливо низкого качества», — отметил он.

Все эти факторы заставляют Кыргызстан с большим беспокойством наблюдать за повышением розничных цен на топливо в России, признался исполнительный директор НКО «Международный деловой совет» Аскар Сыдыков.

«Повышение цен в России повлечет за собой то же самое в Кыргызстане. Это нас сильно беспокоит, потому что практически все топливо мы получает именно от российских поставщиков», — сказал он.

Топливный кризис в РФ однозначно будет иметь негативные последствия для жителей республики, заявил экс-советник премьер-министра КР Кубат Рахимов.

«Дорогое российское топливо сразу добавит нам пару процентных пунктов по инфляции и окажет влияние на курс валюты. Скорее всего, тогда сом и дальше будет девальвировать. Напомню также, что 95 процентов грузовых перевозок внутри Кыргызстана — это автомобильный транспорт, только пять процентов — железнодорожный и авиационный. Все затраты будут перекладываться на потребителей, следовательно, подорожают и товары — от одного до пяти процентов», — спрогнозировал экономист.

Впрочем, учитывая дружеские отношения между Россией и Кыргызстаном, власти двух стран могут заключить соглашения, которые застрахуют республику от дополнительного роста оптово-отпускных цен, полагает советник министра экономики КР Нургуль Акимова.

Армения ищет варианты

Схожее влияние рост цен на российском топливном рынке окажет и на Армению, поскольку более 60 процентов нефтепродуктов поступает в республику из России, заявил бывший генеральный директор ЗАО «Роснефть — Армения» Артур Аллавердян.

По его словам, даже небольшое повышение цен на топливо в России чувствительно. Так, в 2020 году цены на розничном рынке в Армении поднимались постепенно, а в последний месяц был зафиксирован скачок на 10 процентов, совпавший с подорожанием топлива в РФ.

«Цены на горюче-смазочные материалы в Армении традиционно высокие. Нефтепродукты идут к нам по сложному пути: с завода-производителя до портов Черного моря, затем до грузинских портов и через всю Грузию в Армению. Такая схема предполагает огромные затраты на транзит», — объяснил Аллавердян.

Эксперт признал, что существуют и альтернативные поставки, например, из Ирана. В случае повторения в России кризиса 2018 года доля иранских нефтепродуктов на армянском рынке возрастет.

«С завода-производителя в Иране нефтепродукты перевозят до Армении в автоцистернах без перевалки. Это в разы уменьшает затраты на логистику и конечную цену для потребителей. Любое потрясение на рынке нефтепродуктов РФ неминуемо приведет к вытеснению более дорогого российского ресурса иранским», — спрогнозировал он.

Напрасные опасения

Комментируя отчет Счетной палаты, в Министерстве энергетики РФ поспешили успокоить: предпосылок для топливного кризиса нет, а оптовые цены на бензин уже начали снижаться.

«Мы не видим предпосылок для повторения событий 2018 года в 2021-м. Благодаря принятым мерам наблюдается снижение оптовых цен на бензин. Производство бензина увеличено, товарные запасы растут, и с начала февраля они выросли уже более чем на треть», — заявил в интервью телеканалу «Россия 24» заместитель министра Павел Сорокин.

Опрошенные Sputnik эксперты разделяют позицию российского министерства. По словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, доклад СП немного устарел.

«Речь шла о том, что к новому году нефтяные компании не договорились с правительством о корректировке механизма демпфирующей надбавки (налоговый вычет для нефтяных компаний. — Ред.). Сейчас правительство пошло навстречу. С 1 мая выплаты из бюджета будут больше, а компании должны увеличить переработку, насытить рынок и сдерживать рост цен на розничном рынке», — сказал он.

С этим согласен и заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. Он подчеркнул, что доклад не был «приговором» российскому топливному рынку.

«Счетная палата просто обозначила существующие риски, о которых еще с 2018 года говорили и нефтяники. Существовали некоторые противоречия между Министерством финансов и компаниями. Минфин все-таки пошел на уступки. Я думаю, ситуация благополучно разрешится. Кризиса скорее всего не будет», — заявил эксперт.

Несмотря на это, определенное повышение цен может ждать страны ЕАЭС в 2025 году, когда в союзе будет сформирован общий рынок нефти и нефтепродуктов. Предполагается, что создание такого рынка приведет к отмене пошлин во взаимной торговле и унификации стандартов на нефть и топливо.

«Одинаковые технические требования сопряжены с ростом средних цен. Если в странах ЕАЭС запретят производство бензина и дизеля низкого класса, цены на топливо вырастут. Чем выше качество, тем дороже ГСМ», — пояснила Нургуль Акимова.

При формировании общего рынка цены на топливо на всей территории союза будут «подтягиваться» к российским, не сомневается Сергей Смирнов. Он полагает, что к 2025 году произойдет постепенное выравнивание цен во всех странах ЕАЭС с ориентированием на российские.

Похожие новости